АВА-терапия или DIR-floortime терапия: что выбрать для ребенка с аутизмом раннего и дошкольного возраста?

У каждого из этих методов есть свои приверженцы и противники. Предлагаем Вам рассмотреть АВА-терапию и DIR Floortime чуть подробнее. В этой статье мы не будем останавливаться на истории и определениях методик, а попробуем выделить их краткую суть и сравнить.

АВА-терапия

АВА-терапия – это система обучения ребенка конкретным навыкам за счет использования поощрения и неодобрения. Другое название методики прикладной анализ поведения, очень кратко суть метода состоит в закреплении желаемого поведения и игнорирования нежелательного.

Как проходит АВА-терапия?

Специалист по АВА-терапии наблюдает за поведением ребенка, совместно с родителями составляет программу развития необходимых навыков. После чего каждое действие разбивается на небольшие поддействия (этапы), которым ребенка последовательно обучают. Обучение проводится с учетом возможностей ребенка: с использованием голосовых инструкций, разнообразных карточек и других инструментов. Каждое успешное выполнение ребенком действие подкрепляется (поощряется). Поощрением может выступать похвала, угощение, игрушка. Если ребенок ошибается, не понимает, проявляет агрессию и тому подобные реакции, его поведение игнорируется или выражается неодобрение. По мере освоения программа может усложняться, меняться окружающая обстановка.

Противники метода называют его «дрессировкой». Ведь при работе с животными также используется «кнут и пряник», подкрепление нужного поведения и неодобрение нежелательного. Тем не менее, АВА терапия широко применяется для обучения навыкам детей с РАС и приносит свои позитивные плоды. АВА терапия прекрасно помогает обучить ребенка навыкам самообслуживания, подготовить к некоторым аспектам обучения в школе, привить восприятие педагога и родителя в качестве руководителя, научить ребенка подчиняться, развить речь. Звучит полезно, не правда ли? Но в этой схеме практически не остается места эмоциональному контакту общению, развитию эмоционального интеллекта.

DIR Floortime

Методика Floortime – это история прежде всего про коммуникацию и эмоции. Дословно «флортайм» переводится как «время на полу». По идее создателя метода, не взрослый «тянет» ребенка с РАС к себе, обучая нормам и порядку действий. Вместо этого взрослый идет к ребенку на пол, где они вместе, через игру, устанавливают эмоциональный контакт и обучаются. А ведь у большинства аутичных детей проблемы возникают именно в части эмоций: их адекватности, выражении, доверии, эмпатии, в понимании эмоций других, понимании социальных контекстов, в развитии самосознания. И эти навыки играют огромную роль в том, насколько полно и комфортно ребенок сможет социализироваться, на сколько хорошо он сможет понимать ЗАЧЕМ ему учиться, дружить и работать.

Специалист по флортайм внедряется в игры ребенка, вызывает его доверие. Постепенно начинает предлагать свои корректировки и новые игры. И таким образом, на понятном ребенку языке, учит его общаться с другими людьми, развивает эмоциональный интеллект, открывает для ребенка дружеские партнёрские отношения, помогает заговорить детям с отсутствием речи, а также улучшить сенсорную интеграцию и мелкую моторику.

Так что же лучше: АВА-терапия или Флортайм?

Часто можно услышать мнение, что сравнивать АВА-терапию и Флортайм – это все равно, что сравнивать зеленое и пушистое, теплое и треугольное. По сути, так и есть: эти методики построены на совершенно разных подходах, и могут гармонично сосуществовать в рамках программы коррекции для одного ребенка, или в разные периоды его жизни. Специалист, наблюдающий ребенка, совместно с его родителями, может определить наиболее подходящую методику коррекции.

Какие методы коррекции применяются в Центре Здоровья и Развития им. Свт. Луки?

В ЦЗиР им. Свт. Луки проводятся комплексные занятия по методу DIRFloortime. Время на полу с ребенком проводит сертифицированные специалисты по DIR (Флортайм) уровня "эксперт" и меющии специализации психолога,  логопеда-дефектолога, также работающих в рамках игрового подхода и специализирующийся на раннем развитии. Привлекается специалист по кинезотерапии и сенсорной интеграции.

Таким образом за время комплексных занятий в нашем центре ребенок получает мягкую проработку основных проблем, характерных для детей с РАС, обретает новые навыки через игру и, что самое важное, учится комфортному взаимодействию с людьми не через указания, а через интерес и взаимопонимание. Такой комплексный подход наши специалисты считают оптимальным в развитии детей с аутизмом. И многочисленные успехи наших маленьких пациентов это подтверждают.

Для детей более старшего возраста для овладения конкретными навыками педагогами-дефектологами Центра разработаны и применяются программы и интенсивы, например программа подготовки к школе, а также проводятся индивидуальные и групповые занятия.

Вы можете задать любые вопросы и записаться на прием с помощью формы на сайте, по телефонам, указанным в шапке и в разделе контакты, а также написать в мессенджеры.

Актуальное

Денверская модель раннего вмешательства, или ESDM (Early Start Denver Model) – это комплексная стратегия помощи детям с аутизмом в возрасте от 1 до 3 лет.

Суть метода состоит в том, чтобы в рамках обыкновенного бытового взаимодействия обучить ребенка таким навыкам, как игровая деятельность, общение и способность к обучению. Благодаря этому подходу практически любые повседневные дела можно трансформировать в своеобразные уроки для ребенка. Дети могут учиться во время еды, мытья, сборов на улицу и т.п. Игровая терапия и занятия проводятся ежедневно. Специалисты ЦЗиР им Свт Луки проводят занятия по денверской модели индивидуально или в группе.