Как вызвать интерес к чтению у ребенка

Как вызвать интерес к чтению у ребенка

Книги – источник знаний и мудрости, чтение формирует гармоничную личность, расширяет горизонты, знакомит читателя с мировой многовековой мудростью, учит изящно формулировать свои мысли, способствует развитию грамотной устной и письменной речи. Плюсы чтения можно расписывать долго. Но у современных детей так много соблазнов! Яркие мультики в раннем детстве, игры на планшетах, смартфон в руках у ребенка с 2 лет, вся жизнь в телефоне у подростка – все это стало новой если не нормой, то реальностью. При этом многие родители понимают, что привить любовь к книгам важно для дальнейшей жизни ребенка.  Как же вызвать интерес к чтению?

Каждому возрасту – свое.

Книга конкурирует с красочными мультиками и яркими играми. Так пусть книга тоже будет яркой, как вариант, пусть будет интерактивной. Мы живем во времена отличного выбора: книжки с наклейками, аппликациями, фигурками – выбирайте на вкус ребенка. Книги, с которых Вы начинаете знакомить ребенка с литературой, должны быть подходящими по возрасту.

Выбирайте на вкус ребенка.

Смотрите, что нравится Вашему малышу. Может быть, он бережно хранит фигурки динозавров, но ему совсем не нравятся машинки. Так пусть первые книги будут именно о том, к чему ребенок уже проявил интерес. Подключайте его к процессу выбора.

Читайте вслух.

Сделайте чтение приятным совместным ритуалом. Читайте ребенку вслух, громко и выразительно, немножко утрированно, как в детских спектаклях. Вовлекайте малыша: спрашивайте, что он думает об услышанным, как он думает, что герой сделает дальше, а чтобы он сделал на месте героя. Хвалите ребенка за участие. И постепенно начинайте меняться: например, страницу читаете вы, а по следующей картинке историю рассказывает ребенок.

Осмысленное чтение.

Старайтесь обсуждать с ребенком прочитанное, добивайтесь того, чтобы он понимал текст. Для этого нужно просто перевести события книги в игру! Смастерите героев, выберете роли для себя и просто поиграйте в историю из книжки! А еще можно проводить семейные или дружеские викторины по книгам с символическими призами победителям. Пусть у ребенка формируется осознание того, что чтение и полученные знания могут принести приятные сюрпризы.

Маленькие хитрости.

Если ребенок с удовольствием слушает Вас, уже может читать самостоятельно, но избегает этого, попробуйте следующее. Найдите какую-нибудь очень интересную книгу и начните читать ее вслух. На самом интересном месте, где есть интрига и предвкушение, прервите чтение и скажите, что Вам нужно срочно заняться делами. Но ребенок может дочитать сам.

Еще с детками хорошо работает прием, когда их просят почитать вслух кому-то, кто сам читать не может. Бабушке, которая плохо видит. Или маме, которая занята уборкой. При этом ребенка нужно хвалить и всячески повышать его самооценку, рассказывая, какое хорошее дело он делает, как помогает.

Некоторые родители практикуют заход через запретный плод, который, как известно, всегда сладок. Они запрещают ребенку под тем или иным предлогом читать какую-либо книгу, и тем самым формируют к ней больший интерес. Но этот способ может иметь свои побочные эффекты, поэтому не стоит его делать методом выбора в вопросе, как вызвать интерес к чтению у ребенка.

Книги VS фильмы/мультфильмы

Если ребенку понравился какой-то фильм или мультик, и есть такая книга, заинтересуйте малыша тем, что он может узнать еще больше о любимых персонажах.

Современные форматы

Не исключайте для своего ребенка аудиокниги (их, например, можно чередовать с классическими) бумажными, тренируя разные методы восприятия малыша. Не пугайтесь и электронных книг, но только без подсветки экрана. А вот чтения на планшете или, тем более, телефоне, лучше избегать не только детям, но и взрослым. Все мы и так проводим слишком много времени за гаджетами со светящимся экраном, не стоит дополнительно нагружать глаза во время чтения.

Своим примером.

Последний по порядку в этой статье, но первоочередной по сути способ. Дети копируют поведение родителей, воспроизводят то, что видят вокруг. Если Вы не читаете сами, то ребенку просто неоткуда перенять этот паттерн поведения. И вызвать у него интерес к чтению будет труднее.

 

 

 

 

Актуальное

Денверская модель раннего вмешательства, или ESDM (Early Start Denver Model) – это комплексная стратегия помощи детям с аутизмом в возрасте от 1 до 3 лет.

Суть метода состоит в том, чтобы в рамках обыкновенного бытового взаимодействия обучить ребенка таким навыкам, как игровая деятельность, общение и способность к обучению. Благодаря этому подходу практически любые повседневные дела можно трансформировать в своеобразные уроки для ребенка. Дети могут учиться во время еды, мытья, сборов на улицу и т.п. Игровая терапия и занятия проводятся ежедневно. Специалисты ЦЗиР им Свт Луки проводят занятия по денверской модели индивидуально или в группе.