Признаки нарушения коммуникации в старшем возрасте, после 6 лет с нарушениями в развитии

Проявления РАС в течение жизни ребенка меняются. Сегодня мы рассмотрим характерные трудности, с которыми чаще всего встречаются родители школьников.

Наиболее частой жалобой является особенность ответа ребенка на обращенную к нему речь. Ребенок может либо совсем не реагировать, либо эта реакция будет замедлена, заметно отставлена во времени.

Ребенок с РАС крайне редко смотрит в глаза собеседнику. Глазной контакт требует от него большого напряжения и сил.

В поведении ребенка могут присутствовать странные движения. Эти движения не связаны с тем, что происходит. Ребенок может бесцельно перемещаться по комнате, раскачиваться, прыгать, кружиться, смотреть на движения своих рук, может повторять одни и те же звуки, слова, фразы.

Если ребенок чем-то увлечен, то ему крайне сложно переключиться на иную деятельность. Это часто вызывает истерики, сильное недовольство. Такая же реакция может проявиться, если ребенка нужно заставить сделать что-то важное.

В диалоге с другими людьми ребенку с РАС сложно проявлять инициативу. Поэтому часто ребенок не будет задавать вопросов, несмотря на то, что ответы ему важны. При обращении к ребенку с РАС заметна его скованность, дискомфорт, неловкость.

В некоторых случаях ребенок сможет вести разговор, но не самостоятельно, а через близкого человека, например, через маму. Это наиболее ярко проявляется в контактах с незнакомыми людьми. Ребенок может совершенно верно ответить на все вопросы, но делает это «на ушко маме».

Беседа с ребенком с РАС имеет ряд особенностей. Чаще всего ребенок верно и уместно ответит согласием на поставленный вопрос. Если вопрос требует ответа «нет», то для ребенка сформулировать такую фразу гораздо сложнее. Привычные вопросы к этому возрасту чаще всего не вызывают выраженного дискомфорта, но развернутый ответ ребенок вряд ли будет формулировать. Непривычный вопрос ребенок скорее всего проигнорирует, либо может повторять его окончание (эхолалия). 

При высказывании своего мнения или впечатления ребенок с РАС испытывает выраженные трудности. Ему сложно совершить выбор, рассказать последовательно о событии из своей жизни.

Несмотря на множество затруднений, которые испытывает ребенок, он не может сказать о них, не будет просить помощи. 

При обучении характерны следующие трудности:

На занятиях ребенку с РАС сложно включиться в контакт с учителем, заинтересоваться тем, что предлагает взрослый. При попытках взрослого вмешаться в самостоятельные дела ребенка, он может реагировать равнодушно или негативно.

На занятиях ребенку очень тяжело выполнять задания по образцу. Ребенок может знать учебный материал наизусть, но плохо его понимает, не может рассказать «своими словами».  Ребенку с РАС трудно составить связный развернутый рассказ. Ребенок способен легко решать примеры, однако с задачей такого же уровня сложности справиться не может.

Речь детей с РАС обладает рядом особенностей. Чаще всего это эхолалии (повторы), речь о себе во втором или третьем лице, использование одинаковых фраз «речевых штампов», использование неопределенной формы глагола (пить, гулять), преимущественное использование в речи цитат, услышанных ранее фраз.

Некоторые дети с РАС очень говорливы, они могут долго рассуждать на некоторые излюбленные темы и даже задавать взрослому вопросы об этом. В такой беседе дети с РАС могут совершенно не учитывать дистанцию, уместность ведения разговоров. Ребенок не в силах определить, заинтересован ли собеседник в данной теме. Ребенку трудно распознать иронию, юмор, подтекст разговора или прочитанного, верно понять пословицы, метафоры.

Все эти особенности не могут проявляться у ребенка одновременно, но наличие большинства из них является подовом для обращения к специалистам, подбора варианта сопровождения ребенка и помощи ему для полноценного получения образования.

 

Елена Михайловна Макарова - клинический психолог Центра Здоровья и Развития имени Святителя Луки

Педагог-психолог высшей категории.

Актуальное

Денверская модель раннего вмешательства, или ESDM (Early Start Denver Model) – это комплексная стратегия помощи детям с аутизмом в возрасте от 1 до 3 лет.

Суть метода состоит в том, чтобы в рамках обыкновенного бытового взаимодействия обучить ребенка таким навыкам, как игровая деятельность, общение и способность к обучению. Благодаря этому подходу практически любые повседневные дела можно трансформировать в своеобразные уроки для ребенка. Дети могут учиться во время еды, мытья, сборов на улицу и т.п. Игровая терапия и занятия проводятся ежедневно. Специалисты ЦЗиР им Свт Луки проводят занятия по денверской модели индивидуально или в группе.