Компьютер и ребенок: средство развития или беда 21 века

«Хватит сидеть за компьютером, делай уроки», «Мы в твоем возрасте во дворе гуляли в свободное время, а не в монитор пялились», «Завязывай играть, займись чем-нибудь полезным!». Знакомо? Дети и компьютер – тема не однозначная. С одной стороны мы, как взрослые, понимаем, что в современном мире ребенку без владения компьютером никуда. С другой – опасаемся негативных последствий для его здоровья и психики.  

Компьютер как средство развития

Компьютер дает множество возможностей для изучения практически чего угодно.

Курсы игры на гитаре? Легко. Дополнительные пособия по школьным предметам – пожалуйста. Интересные рукодельные мастер-классы – сколько угодно. Научиться обрабатывать фото или монтировать видео – и снова да. Можно смотреть лекции ведущих мировых университетов, изучать языки и даже осваивать профессии – компьютер + интернет невероятно расширили доступ к мировой базе знаний и сделали ее доступной практически каждому желающему.

Огромное множество профессий связаны с компьютером. Программисты, инженеры, дизайнеры всех мастей, копирайтеры, менеджеры любого звена, фотографы, видеографы, архитекторы и еще десятки, если не сотни специальностей требуют владения разнообразными программами. А уж как минимум знание базовых офисных программ пригодится практически каждому.

 Минусы компьютера для ребенка и как с ними быть

Ухудшение зрения. Это один из огромных минусов частого времяпрепровождения за компьютером (равно как и за планшетом/смартфоном). Зрение действительно «садится» у многих.

Как уменьшить вред здоровью:

  • Каждые полчаса отрываться от монитора на 5-10 минут и делать небольшую разминку для глаз. Например, подойти к окну и смотреть вдаль, а потом фокусироваться на ближнем предмете. Повторить несколько раз. Важно: это время, когда глаза должны отдохнуть от любого экрана, в том числе от смартфона. Поэтому перерыв на проверить соцсети отдыхом для глаз не считается.
  • Не давать ребенка «утыкаться носом» в монитор. Расстояние от глаз до монитора не должно быть не менее 50 см.
  • Центр монитора должен быть примерно на уровне глаз, чтобы ребенок не фиксировал голову в положении вниз или вверх, а смотрел ровно вперед.
  • Работать за компьютером желательно при включенном в комнате освещении, чтобы не было сильного контраста между ярким монитором и окружающей обстановкой.
  • Ограничивайте разумными пределами длительность пребывания ребенка за компьютером.

Вред для осанки

В каких только позах и дети, и взрослые не сидят за компьютером! Причем чаще всего поза эта максимально не физиологичная для нашего тела, и фиксируем мы ее на длительный промежуток времени. Эволюция не готовила наш позвоночник, мышцы и связки к подобному применению! Поэтому боли в спине и другие проблемы с опорно-двигательным аппаратом есть практически у каждого офисного работника. Конечно, мы не хотим такого для своих детей.

Как уменьшить вред здоровью:

  • Уделите внимание рабочему месту ребенка. Стол должен быть достаточной высоты, чтобы ноги полностью под него помещались; глубина стола должна позволять положить руки от локтя до кисти на стол; должна быть возможность поставить монитор на достаточное расстояние от глаз, желателен регулируемый по высоте стул с анатомической спинкой.
  • Не допускайте «разваливаний» и «растеканий» ребенка около компьютера, обращайте внимание на его осанку.
  • Приучите ребенка к «физкульт-минуткам», как бы старомодно это не звучало. Хотя бы каждый час (а еще лучше – каждые полчаса) нужно делать небольшую разминку с акцентом на шею, грудной и поясничный отделы позвоночника, кисти.

Ребенок чрезмерно увлечен компьютерными играми

Это одна из самых частых причин беспокойства родителей относительно увлечения ребенка компьютером. Когда сын или дочь начинают проводить за компьютерными играми все свободное время, теряют интерес к другим вариантам досуга, полностью погружаются в виртуальную реальность, озабоченность родителей этой ситуацией понятна и обоснована.  Дети становятся апатичными или гипервозбудимыми, у них может нарушаться социализация, теряется интерес к двигательной активности. Почему дети с таким упоением ныряют из реального мира в виртуальный? Обратите внимание на возможные первопричины такого поведения. Может быть, ребенок не знает, чем заняться, не может обеспечить себе какой-то интересный досуг, и игры – это просто самая доступный вариант? Или ребенок испытывает трудности в общении оффлайн, не может найти себе компанию по душе?

В любом случае, самый действенный способ «оторвать» ребенка от компьютерных игр – это предложить ему интересную альтернативу. Никакие уговоры, объяснения, нотации и прочие методы не дадут такого эффекта, как наличие увлекательного занятия, которое действительно понравится Вашему сыну или дочери. Это могут быть любые спортивные секции, рукоделие, совместные велопрогулки – что угодно, что доставит радость и покажет, что реальный мир ничуть не менее интересен, нежели виртуальный. 

Поводя итог, хотим сказать, что компьютер – это не панацея и не беда 21 века. Это инструмент, а как и для чего им будет пользоваться Ваш ребенок во многом в Ваших руках.

 

Актуальное

Денверская модель раннего вмешательства, или ESDM (Early Start Denver Model) – это комплексная стратегия помощи детям с аутизмом в возрасте от 1 до 3 лет.

Суть метода состоит в том, чтобы в рамках обыкновенного бытового взаимодействия обучить ребенка таким навыкам, как игровая деятельность, общение и способность к обучению. Благодаря этому подходу практически любые повседневные дела можно трансформировать в своеобразные уроки для ребенка. Дети могут учиться во время еды, мытья, сборов на улицу и т.п. Игровая терапия и занятия проводятся ежедневно. Специалисты ЦЗиР им Свт Луки проводят занятия по денверской модели индивидуально или в группе.